М. Фуко: Мне кажется, дело в том, что
в конце XVIII века архитектура стала
связывать себя с разрешением насущных
вопросов роста населения, здравоохранения,
градостроительства. Прежде искусство
строить отвечало главным образом
на потребности проявлять власть,
божественность, силу.
Главными формами здесь были дворец и
церковь, к которым надо также добавить
и укрепления, ибо так проявлялось могущество,
так выражали суверенность, так отображали
Бога. Вокруг этих требований с давних пор
и развивалась архитектура.
Фуко Мишель Интеллектуалы и власть:
Избранные политические статьи,
выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.
...Вы когда-нибудь замечали, что капитель ионийской колонны напоминает женскую грудь? Известно, что слово «капитель» происходит от латинизма «caput», id est «голова», но наше зрение, как ни слабеет оно на протяжении лет и тысячелетий, наше восприятие не склонно обманывать нас, когда дело касается столь очевидной, контрастирующей с мороком симулякров, вещи. И действительно, позже мы узнаём, что ионийский ордер (как архитектурная доктрина) считается «женским», дорический, с его угловатыми, порой нарочно огрубленными, но геометрически правильными формами — мужским. Ионийские колонны поддерживали фасции, иначе - фаски (полки, на которых держится тимпан, фронтон, и другие элементы крыши) храмов богинь — Геры, Афродиты, Артемиды; самая известная колоннада принадлежала афинскому Акрополю.
Между тем. листая альбомы с архитектурными чертежами, нельзя не заметить, что от века к веку, ближе к нашей (?) эре, дорическая колонна, «мужественная», обретает какой-то подозрительный, не характерный для мужской фигуры энтазис (утолщение сверху вниз, а не снизу вверх, конус, а не треугольник, «вставший» на вершину). При том, что достоверными сведеньями мы не располагаем, и при том, что архитектурные памятники подлинной архаики не «дожили» до нашего скверного времени, заметим: элементарная логика и интуиция наделяет дорическую колонну - «мужественной стройностью», ионийскую колонну - женственными атрибутами. Схематическим символом «бёдер».
Почем этого не случается? На чертежах сооружений, известных в IV веке до н.э дорические и ионийские колонны уже одинаково стройны, от капители до стилобата грани колонн,.каннелюры (в дорическом) и просто «дорожки» в ионийском, кажутся почти параллельными. N.B. Почти случайно вспомним изречение Евгения Всеволодовича Головина о том, что благодаря «двум центрам» женщина ощущает себя устойчивей на земле. В некий определённый момент, назовём его — становлением неоматриархата, все колонны приобретают отчётливо округлую, цилиндрическую форму, вместе со странным символически, но совершенно оправданным прагматически утолщением от капители к основанию. Как если бы дорический ордер постепенно перенимал «опыт» ионийского. Дорические колонны на большой дистанции представляются совершенно плоскими, - светотени не за что уцепиться; энтазис прибавил им устойчивости, но не «экспрессии»», выразительности формы.
Впрочем, дорический ордер был почти полностью вытеснен в эпоху римского владычества в Элладе. Латиняне переняли у коринфян помпезную детализацию вместе с основополагающими принципами архитектуры. Но мы забегаем вперёд. Вернём к нашим «женщинам».
Между тем же (ордером), ионийская колонна не становится «вровень» с дорической, напротив, она продолжает «стройнеть», «прихорашиваться», благодаря предприимчивым вышеупомянутым коринфянам: «женская грудь», раннее «влекущая» к себе спираль (благодаря светотени она кажется выпуклой) скрывается за пышными растительными узорами. Обратим внимание на то. что самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. Это означает, что к IV веку до известного события произошла грандиозная трансформация античного символизма: метафизика пола потеснена символами не антропоморфного порядка.
Боги, творившие Сущее эротически; Великие матери — посредством Приапа (фаллическое божество, рождённое от внебрачной связи Афродиты и Диониса, согласно Павсанию. в Схолии к Аполлонию Родосскому I. 932.; по другим источникам Приап и есть скрытый фаллос Великой Матери, Деметры или Гекаты); Отец — из самой Материи, воплощённой то в смертных, то в иноматериальной сущности, покидают мир. Аполлонийская культура, рождённая одновременно со смертью Сократа, вдохновлялась иным, она была склонна к рефлексивному, а не стихийному началу пола. Особого внимания заслуживает то, что знаменитый коринфский, как позже — римский, «растительный узор» капители как бы «произрастает изнутри, из того едва заметного элемента капители, который именуется иоником. N.B. О генеалогии Гомера долго спорили эолийцы с ионийцами. Победили, как известно, последние, доказав, что за Гомером записывали именно они, стало быть. сочинял «слепец» на ионийском диалекте.
Завоеватели с италийского полуострова только упрочняли новый, скажем так — инфрачеловеческий канон, в котором нет ничего от мужчины и от женщины. Нет диады, органически дополнявшей полярно различающиеся элементы друг друга. Подтверждение тому: архитектура латинян: коринфская капитель украсила совершенно «голую», строго перпендикулярную стилобату и стереобату (основаниям). Скоро, очень скоро, этот «нагой столб», который не мужественен, не фалличен, и не женственен, как принято сейчас поговаривать «ощутит себя» христианином. Но это совсем уже другая история.
связывать себя с разрешением насущных
вопросов роста населения, здравоохранения,
градостроительства. Прежде искусство
строить отвечало главным образом
на потребности проявлять власть,
божественность, силу.
Главными формами здесь были дворец и
церковь, к которым надо также добавить
и укрепления, ибо так проявлялось могущество,
так выражали суверенность, так отображали
Бога. Вокруг этих требований с давних пор
и развивалась архитектура.
Фуко Мишель Интеллектуалы и власть:
Избранные политические статьи,
выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.
...Вы когда-нибудь замечали, что капитель ионийской колонны напоминает женскую грудь? Известно, что слово «капитель» происходит от латинизма «caput», id est «голова», но наше зрение, как ни слабеет оно на протяжении лет и тысячелетий, наше восприятие не склонно обманывать нас, когда дело касается столь очевидной, контрастирующей с мороком симулякров, вещи. И действительно, позже мы узнаём, что ионийский ордер (как архитектурная доктрина) считается «женским», дорический, с его угловатыми, порой нарочно огрубленными, но геометрически правильными формами — мужским. Ионийские колонны поддерживали фасции, иначе - фаски (полки, на которых держится тимпан, фронтон, и другие элементы крыши) храмов богинь — Геры, Афродиты, Артемиды; самая известная колоннада принадлежала афинскому Акрополю.
Между тем. листая альбомы с архитектурными чертежами, нельзя не заметить, что от века к веку, ближе к нашей (?) эре, дорическая колонна, «мужественная», обретает какой-то подозрительный, не характерный для мужской фигуры энтазис (утолщение сверху вниз, а не снизу вверх, конус, а не треугольник, «вставший» на вершину). При том, что достоверными сведеньями мы не располагаем, и при том, что архитектурные памятники подлинной архаики не «дожили» до нашего скверного времени, заметим: элементарная логика и интуиция наделяет дорическую колонну - «мужественной стройностью», ионийскую колонну - женственными атрибутами. Схематическим символом «бёдер».
Почем этого не случается? На чертежах сооружений, известных в IV веке до н.э дорические и ионийские колонны уже одинаково стройны, от капители до стилобата грани колонн,.каннелюры (в дорическом) и просто «дорожки» в ионийском, кажутся почти параллельными. N.B. Почти случайно вспомним изречение Евгения Всеволодовича Головина о том, что благодаря «двум центрам» женщина ощущает себя устойчивей на земле. В некий определённый момент, назовём его — становлением неоматриархата, все колонны приобретают отчётливо округлую, цилиндрическую форму, вместе со странным символически, но совершенно оправданным прагматически утолщением от капители к основанию. Как если бы дорический ордер постепенно перенимал «опыт» ионийского. Дорические колонны на большой дистанции представляются совершенно плоскими, - светотени не за что уцепиться; энтазис прибавил им устойчивости, но не «экспрессии»», выразительности формы.
Впрочем, дорический ордер был почти полностью вытеснен в эпоху римского владычества в Элладе. Латиняне переняли у коринфян помпезную детализацию вместе с основополагающими принципами архитектуры. Но мы забегаем вперёд. Вернём к нашим «женщинам».
Между тем же (ордером), ионийская колонна не становится «вровень» с дорической, напротив, она продолжает «стройнеть», «прихорашиваться», благодаря предприимчивым вышеупомянутым коринфянам: «женская грудь», раннее «влекущая» к себе спираль (благодаря светотени она кажется выпуклой) скрывается за пышными растительными узорами. Обратим внимание на то. что самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. Это означает, что к IV веку до известного события произошла грандиозная трансформация античного символизма: метафизика пола потеснена символами не антропоморфного порядка.
Боги, творившие Сущее эротически; Великие матери — посредством Приапа (фаллическое божество, рождённое от внебрачной связи Афродиты и Диониса, согласно Павсанию. в Схолии к Аполлонию Родосскому I. 932.; по другим источникам Приап и есть скрытый фаллос Великой Матери, Деметры или Гекаты); Отец — из самой Материи, воплощённой то в смертных, то в иноматериальной сущности, покидают мир. Аполлонийская культура, рождённая одновременно со смертью Сократа, вдохновлялась иным, она была склонна к рефлексивному, а не стихийному началу пола. Особого внимания заслуживает то, что знаменитый коринфский, как позже — римский, «растительный узор» капители как бы «произрастает изнутри, из того едва заметного элемента капители, который именуется иоником. N.B. О генеалогии Гомера долго спорили эолийцы с ионийцами. Победили, как известно, последние, доказав, что за Гомером записывали именно они, стало быть. сочинял «слепец» на ионийском диалекте.
Завоеватели с италийского полуострова только упрочняли новый, скажем так — инфрачеловеческий канон, в котором нет ничего от мужчины и от женщины. Нет диады, органически дополнявшей полярно различающиеся элементы друг друга. Подтверждение тому: архитектура латинян: коринфская капитель украсила совершенно «голую», строго перпендикулярную стилобату и стереобату (основаниям). Скоро, очень скоро, этот «нагой столб», который не мужественен, не фалличен, и не женственен, как принято сейчас поговаривать «ощутит себя» христианином. Но это совсем уже другая история.
Толя, привет!
ОтветитьУдалитьЭто движок блогспот.ком?
Как он тебе? Какие у него недостатки?
Василь.
Привет. Это blogger.com, он же блогспот на гугле.
ОтветитьУдалитьМне этот сервис нравится, единственный существенный недостаток его - не приходят комментарии на почту. Позже выясню у Ольги, как этот "дефект" исправляется.
В остальном - очень простой и удобный инструментарий для креации текстов, никакой рекламы и встроенный движок для помещения images из фотоальбома на Googl'e.
Комментарии на почту приходят нормально, убедился только что. Недостаток посерьезнее - страница комментариев открываются в новом окне, но все можно решить. Рекомендую тот же гугл, куда можно обращаться с конкретной проблемой.
ОтветитьУдалитьВ настройках есть выбор режима просмотра комментариев - во всплывающем окне, или "во всю страницу". У меня включен именно второй.
ОтветитьУдалитьРекомендация: пользоваться заместо обнакновенного режима черновиком: http://draft.blogger.com/home
ОтветитьУдалитьВ нем много разных фич, в т.ч. находим (в Настройки-Комментарии)
На всю страницу
Всплывающее окно
Вложенное ниже сообщение