Ни для кого не является тайным, что в настоящее время гуманитарные науки пребывают в состоянии крайне невыгодном, в свете происходящих в России, и во всём мире, процессов. Но никто не может дать даже приблизительного ответа, как может быть иначе. Некоторые считают эти процессы прогрессией, по сравнению с неким «предыдущим» состоянием, по сравнению с вездесущей марксистской догмой и диктатурой Партии в Советском Союзе. И в тоже время нас регулярно убеждают в том, что этот мнимый, хотя и «очевидный» прогресс нисколько не способствует качественному обновлению человека.
Напротив, современным гуманитариям присуща предельная критичность в отношении тех, или иных институтов, теорий и практик, государственности и метафизики, как понимании мироустройства. Всё подвергнуто справедливому, или не безапелляционному, сомнению. Во всём усматриваются плевела лжи, и зла, - нарушения права человека на знание.
Мы предлагаем вам ознакомится с кратким исследованием этого процесса перманентной борьбы в которой нет ни победителей, ни побеждённых. И если раннее конфликт между полярно противоположными друг другу рассматривался и оценивался лишь изнутри учреждения, в оптике, присущей только этой инстанции, и никакой иначе, то теперь мы можем полагать, что этого обзора недостаточно. В последней своей лекции «Археомодерн» Александр Гельевич Дугин указывает перспективы, которые значительно превосходят как и академическую интерпретацию, так и интерпретацию обыденного порядка.
Европейской философии не было суждено преодолеть негативизм, заболевание, которое Мишель Фуко классифицирует как «невроз диалектики». Ни один философ на Западе не избежал эпидемического в среде гуманитариев заболевания, порой находившее себе настолько мучительные формы, что судьбы некоторых из философов, при всей свойственной их мышлению этическом ригоризме и жёсткой последовательности, отличились особым, более характерным для художников-модернистов — трагизмом. Жиль Делёз в 95-м году прошлого века совершает суицид, и постмодерн, уже славящийся на всём Западе своей неуязвимостью для «застарелых болезней», в буквальном смысле осиротел. Жак Деррида, покойный с 2004-го года, озаглавил некролог Делёзу фразой «Дальше мне предстоит идти одному...», подразумевая, что сообщество идеологов новой европейской идиомы теряет одного за другим своих первопроходцев и основоположников. Европейская мысль уже остановлена, и чем же же? - обыденной биологической смертью. Субъект мёртв, прежде чем прекращена деятельность, прервался процесс, но Автор всё ещё обязывает соблюдать свои права, почтить себя вниманием, выразить своё присутствие.
Александр Дугин, хотя и не указывая непосредственно на Делёза, выдвигает правдоподобную теорию о причинах заболевания. При жизни ставшему классиком «философии подозрения», ниспровергающим былых кумиров, Делёз обнаружил в самом себе симптомы Модерна. Он чувствовал, как его сознание начинает реставрацию субъективности. Это было связано не только с его физическим здоровьем: в последние годы жизни он потерял голос, и способность письма (аналогия - «безмолвная Структура»). Это было осознание безысходности, когда человек с наибольшей отчетливостью понимает, что в своих умозрительных конструкциях достиг совершенства, и ему не остаётся ничего иного, как заполнять универсальную схему беспрестанным повторением того же самого с небольшими импровизациями и минимальными изменениями. Не надеясь на то, что его внутренние антиномии вдруг будут разрешены появлением чего-то Нового. Эта самоценность и самодостаточность была свойственна только субъекту Модерна, в которого Делёз не верил, и опасался его появления.
Опасался не совладать с ним. Когда вечной проблеме, расшатывающей с основания систему знаний, приходит на смену вечная «косметическая» или «ювелирная» работа рефлексивного и спекулятивного аппарата, который воссоздаёт эфемерный, но кажущийся плотным покров вакуума, бесконечного и беспредельного, остаётся только два варианта развития событий: или побеждает Субъект, ставшие в единое мгновение радикальным, или побеждает Керигма, сводящая появление Субъекта к фатальной ошибке совершенной системы. В случае Делёза Субъект победу не одержал. Проиграв партию на чужом поле, - в области Керигмы[*].
_____________________________________________________
Прим * - В данной перспективе следует обратить внимание на судьбу русского поэта Егора Летова. Летов, как человек, воспринявший на веру основополагающие для Керигмы директивы, опасался не умереть, своевременно и как бы опровергая тяготящий его миропорядок. Структурный компонент в его творчестве, выражающий всё его мышление, последние годы начал интенсивно вытесняться Керигмой, последовательно доказывая, что из «не хочется жить» непременно следует «хочется умирать». Керигматическое cogito, в императивном порядке противопоставляющее одно — другому, в конечном итоге победило, и русский поэт умер.
Давайте рассмотрим этот тезис, раскрываемый в лекции в общих чертах, с большей подробностью:
Жиль Делёз не верил в исторические цели, но в разрывы и пустоты, образующиеся в человеческом знании о собственной Истории. Символическое завершение философии имеет своей парадоксальной антиномией бесконечную серию задач в достижении бесконечно удалённой цели - анализ философских суждений, дескрипцию (расшифровку) понятий. Делез взглянул на противоречия современной ему, и не только, философии с изнанки или, вернее, в зеркальном отражении. И ему представлялось, что философия бесконечна именно потому, что ее задачи и средства постоянно дистанцируются от объекта исследований. В работе о Мишеле Фуко 1986-го го года [Foucault] Делёз обнаруживает новую тенденцию - интерес к «конечно-беспредельному» [fini — illimit], развертывающийся вне буквально понимаемого, но в сфере математического бесконечного и конечного. Жиль Делёз исследует глубину внутреннего конфликта мышления, который преследует философию с самых ее истоков и в котором имманентное производство понятий (логико-проблемный, диалектический опыт, присущий европейской философии от Платона) всегда противопоставляется трансцендентности, как эпистемологии [в классическом понимании эпистемология — теория познания] подчинять данный опыт априорным формам.
Это свидетельствует о том, что Делёз, аналогично своим предшественникам, создавал своеобразное универсальное лекарство, - пользуясь типичными для его академического окружения средств, ингредиентов. И мы знаем, чем завершился этот поиск: после смерти Делеза европейская философия уже не ставила перед собой фундаментальных вопросов, и не стремилась находить ответы. Они предпочли, как и подобает западным образованным людям, вечному поиску Эликсира Жизни, - «панарион», в переводе с латыни — аптечку, с лекарствами на все случаи жизни. В их лице философия удовольствовалась тем, что, грубо говоря, залатала пробоины в системе, где возможно проявление субъективности и субъекта.
Не напрасно Деррида, переживший Делеза на девять лет, создавший альтернативную постструктурализму теорию деконструкции, увлечён геометрической фигурой эллипса. Метафора и символ эллипса неизменно присутствует в его работах с 80-х годов: искажённый круг, искажённая совершенная фигура, обрастает массивом экзегетического дискурса. Деррида как бы говорит намёками, двусмысленностями, что совершенство, каковым считали предыдущие поколения европейских, и западных в целом, философов, оказалось аберрациями субъективного cogito, и повинна в том не интерпретация, вынужденная выравнивать искажённый контур, но сама европейская идиома, не сумевшая сдержать изначально стройных и выверенных очертаний (контура круга), и в естественном порядке трансформировалась в нечто иное.
Как вы уже могли заметить, критика постструктуралистов и деконструктивистов аналогична по существу той, что отстаивали западники XIX века в России. Апологеты и эпигоны Чаадаева твердили о том, что позже будет возведено в новейшее достижение европейской культуры и философии второй половины XX века: искажены основополагающие представления и понятия, нарушены общепринятые априорные формы, всё должно быть подвергнуто ревизии, и, по возможности, ликвидировано, включая государственные институты; ибо общество — больно, культура — больна, и независимо от того, просит ли пациент помощи, или нет, они нуждаются в лечении. Василий Розанов по этому поводу остроумно заметил, что русское образованное общество страдает «германской» булимией (неутолимой жаждой и голодом). Розанов писал в первом коробе «Опавших листьев»:
Прудон был все-таки для него "знатный иностранец". Как для всей несчастной России, которая без "иностранца" задыхается.
- "Слишком заволокло все Русью. Дайте прóрезь в небе". - В самом деле, "тоска по иностранному" не есть ли продукт чрезмерного давления огромности земли своей, и даже цивилизации, "всего" - на маленькую душу каждого.
- Тону, дай немца.
Очень естественно. "Иностранец" есть протест наш, есть вздох наш, есть "свое лицо" в каждом, которое хочется сохранить в неизмеримой Руси.
- Ради Бога - Бокля!! Поскорее!!!
Это как "дайте нашатырю понюхать" в обмороке. [курсив наш]
Врач должен быть профессиональным, врач должен быть компетентен в своей области деятельности. И даже невежественному дремучему русскому мужику известно, - где, как ни в Европе «производят» гарантированно эффективные препараты и профессионалов, которые веками пестовали своём врачебное ремесло. До Александра Дугина никто из русских философов не пытался изучить состав и методы изготовления этих сертифицированных рационализмом продуктов. Никто не интересовался, пробуют ли предлагаемые нам медикаменты сами западные индивиды, какие побочные эффекты обнаруживаются у них.
И, что самое интересное, по этому поводу западный человек не испытывает ни малейшего неудобства. Он ассимилировался со своей болезнью, не причиняющей ему боли, разве что изредка, когда некие события и процессы принуждают его искать какой-то смысл бытия, проявлять автономную волю, словом, - становится «обратно» - субъектом, старательно выскобленным философией из его существования. И сейчас мы предлагаем вам подробно ознакомится с анамнезом заболевания, получившее наименование Современность (или Модерн):
Болезнь поражает не только культуру и цивилизацию, понимаемые абстрактно и отвлечённо, но самого человека, «клетку» живого организма — общества. Мы можем проследить, следуя «истории болезни», амбулаторной карте, созданной трудами многих выдающихся умов Европы, Эскулапов современной цивилизации, как происходит заболевание, в чём следует усматривать симптомы болезни, когда настаёт кризис и рецидив, позволяющий не только определить метод лечения, но и заключить, возможно ли полное оздоровление, или же человек на всю оставшуюся жизнь останется инвалидом, обречённым на де-социализацию, на непригодность к Бытию.
Часть I. Возвращение к семье: первое изъятие.
Александр Дугин, перечисляя многочисленные примеры проявления Структуры (или Сакрального) в области Археомодерна, упоминает экзотический дальневосточный, японский кинематограф, а именно режиссёра Такёши Миике. Последнего минимально заботит изящество и эстетическая привлекательность форм, столь существенная для европейских режиссёров: Миике стремится сообщить зрителям, в первую очередь, смысл иносказательного, как правило, сценария и бесхитростную «мораль», своеобразное лекарство от экзистенциальных недугов. Зрителя его фильмов может поразить контрастирующая с западными представлениями естественность происходящего развёртывания сюжета.
Видеоряд от эпизода к эпизоду наполняется жестокостью, и сама психотерапия, начатая «визитёром», начинается с удара булыжником по затылку. Развязка сюжета начинается в тот момент, когда семья, каждый в отдельности персонаж, кроме самого визитёра, принявшего позицию наблюдателя после осуществления инициации, достигает предельной точки аффекта, вытесняет более сильными переживаниями, происходящими молниеносно, - мелкую, но непреходящую боль. Завершается фильм возвращением блудной дочери в лоно семьи, в замкнутую сферу примордиального порядка, казавшегося ей раннее нелепым и оскорбительным.
И всё это происходит, как если бы сюжет не изобиловал насилием, граничащим с безумием, напротив, персонажи радуются, что теперь обрели смысл своего ничтожного существования, и этот смысл освящает их вседозволенность. Феерический восторг, выражаемый ими — позитивен, их смех — не является невротической реакцией беззащитного на угрозу, удовольствие, которое испытывают они — упоительное и всепоглощающее. Удовольствие, не отягощённое необходимостью оглядываться на некую властную инстанцию или слышать повелительный окрик; это не удовольствие социально защищённых (ведь защита необходима лишь там, где имеет место быть угроза), и даже не безнаказанных. Это удовольствие мгновенно освобождённых от бессмысленной ответственности в пользу высшего предназначения, сакральной прединстанции, внеположной «прегрешениям» и ошибкам обыденного, десакрализованного порядка. Последний упоминаемый «порядок», как мы представим ниже, соотносится в большей степени с экономией, оперирование и регуляцией количеств, а не смыслов и качеств.
Мы не случайно упоминаем о семье, существующей в сфере Археомодерна. Семья является первичной формой имманентной среды обитания, особым, гуманизированным [что означает — адаптированным для человека и адаптирующего человека] пространством, где само время течёт иначе, чем в обществе, подчинённом ритму и темпу работы дисциплинарного диспозитива. Семья при Археомодерне испытывает давление с двух сторон, она разобщена, разграничена двумя дивергентными линиями развития. «Развитие», в данной ситуации, следует понимать не как прогрессию, улучшение и совершенствование, но развёртывание того, или иного модуса микро-сообщества «семья», предопределённого и детерминируемого той, или иной конфигурацией культуры, цивилизации, государственности.
Произведённое дисциплинарным диспозитивом изъятие дивида из имманентной ему сферы существования, культуры и цивилизации предельно ослабляет семью в изначальном значении этого слова. Заурядная семья в традиционном обществе служит элементарной частицей диспозитива господства, с присущей ему вертикалью власти. Собственно, диспозитив господства – это патернализм, где вершина «пирамиды» властных отношений принадлежит Отцу, и хороший Отец не конструирует взаимоотношений на односторонней основе. Напротив, в микро-модусе диспозитива господства Отец обеспечивает семье защиту и благосостояние, он разрешает внутренние противоречия не в соответствии с частными симпатиями и антипатиями, но руководствуясь в выборе методов / средств общим благополучием Рода.
В сфере дисциплинарного диспозитива асимметрия линеарного отношения от Отцу — по линии рода - распадается на множество дивергентных и радиальных направлений. Власть Отца не фиксируется в какой-либо одной точке структуры семьи, ни в высшей, ни в высшей; Отец, по мере того, как принужден сам новыми политическими и экономическими условиями в дисциплинарных обществах, может в одночасье оказаться на дне социальной иерархии, и столь же стремительно вознестись на некую новую высоту, безотносительно семьи в целом.
Что и представлено в худшем виде “Visitor Q” Миике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий